Витраж иногда называют подарком людям от Бога, сыном цвета и света. Чарующая игра теней и света разноцветных лучиков превращает серый невзрачный мир в сказочно-красивый, обласканный солнцем. Витраж — это плод декоративного искусства с орнаментальным или изобразительным характером, исполненное из цветного стекла. Это эффектное творение человеческих рук, рассчитанное на сквозное освещение.
Витражные работы изначально были предназначены для заполнения проемов окон средневековых храмов, богатых домов и дворцов. Только очень состоятельные люди могли позволить себе такое роскошное творение искусства. Хотя и сегодня витраж не стал предметом повседневных приобретений, современные технологии позволили достичь больших результатов в витражном искусстве с меньшими затратами.
На протяжении многих столетий для создания витражей использовали свинцовые прутья. Стекло и свинец делали такие мозаичные полотна тяжелыми, а иногда даже грубыми. И вот, в конце девятнадцатого столетия известный дизайнер из США Луис Комфорт Тиффани разработал новую технологию в изготовлении витражных полотен.
Стиль, в котором художник-дизайнер Луис Тиффани создавал свои произведения, называют «модерном», а техника исполнения получила собственное название автора — «техника Тиффани».
Желая создавать тонкие, филигранно-точные, изысканные и сложные работы, Тиффани нашел, чем заменить свинцовые прожилки. Вместо свинца он стал использовать медные полоски, вырезанные, из листа метала. Эти полоски приклеивались к стеклу с помощью пчелиного воска, а между собой спаивались с помощью олова. При использовании такой технологии стало возможным создавать более сложные и объемные формы, соединяя очень мелкие кусочки стекла.
В начале Тиффани использовал новшество только для изготовления абажуров для ламп, а потом и для витражей, которые стали напоминать настоящие живописные картины. Иногда в одном изделии художник совмещал два вида техники: свинцовую и медную, что позволяло ему создавать более интересные, структурные и многогранные шедевры искусства.
Так в квалификации стилей, используемых в стилевом описании таких видов декоративных предметов, как бижутерия и светильники, появились новые стилевые направления: «ювелирные изделия и изделия бижутерии в стиле Тиффани» и «светильники в стиле Тиффани». Это уже больше, чем просто описание используемых техник изготовления.Это утверждение техник изготовления как стиля, хотя и в довольно немногих видах декоративно-прикладного искусства.
Самая главная заслуга Луиса Тиффани в том, что он не только смог изобрести новую технику изготовления витража, но и сделал все, чтобы она воплотилась в жизнь. Так одно новшество повлекло за собою создание другого. Дело в том, что Тиффани начинал свою карьеру как художник, и только спустя некоторое время увлекся изготовлением витража. Но первые работы не удовлетворяли его. Стекло и палитра цветов не соответствовали высоким требованиям мастера. За короткое время он смог открыть собственную фабрику по изготовлению стекла и использовать его в сборке витражей. Так Тиффани стал еще и самым известным производителем стекла начала двадцатого столетия.
На складах Луиса Тиффани могло одновременно находиться до 200 тон стекла, применяемого в витражах. А выбор текстуры и оттенков составлял около 5000 видов. Все это богатство исходного материала было квалифицировано и складировано по специальной системе и создавало огромный потенциал для создания новых шедевров витражного искусства.
Работы Тиффани имеют удивительную и манящую силу, хотя иногда кажутся слишком перегруженными и яркими. Эксперты объясняют это тем, что созданные им витражи сравнимы с живописными картинами. Его творчество всегда было на грани между реалистической и стилизованной манерой изображения, напоминало средневековые витражи. Так Тиффани, не пытаясь копировать живую природу, интерпретировал ее под свое виденье.
Самыми известными считаются следующие работы Тиффани: «Священный град» и «Крещение Господнее» в Пресвитерианской церкви Брауна в городе Балтимор; «Нагорная проповедь» в церкви Арлингтон в Бостоне; «Образование» в Йельском университете и многие другие.
Коллекция работ Тиффани очень велика. Многие его работы представлены в экспозициях разных музеев и выставок мира.
На сегодняшний день техника Тиффани очень широко используется в создании новых шедевров витражного искусства. Окна и двери выглядят необыкновенно красиво.Возросли возможности использования витражных элементов в новых видах интерьерного декора. Сегодня популярны витражные подвесные потолки и ширмы, межкомнатные перегородки и картины.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть( комментировать )